ART-propaganda (art_propaganda) wrote,
ART-propaganda
art_propaganda

ДВИЖЕНИЕ2006




Десять лет назад в сибирской глубинке по имени Юрга состоялся самый масштабный и как обычно анархистский проект «АРТ-пропаганды», так говорят некоторые искушенные участники тех далеких и одновременно близких событий. Мне трудно судить со стороны, но могу оценить изнутри.
 По прошествии десяти лет все оценивается иначе, но осталось интуитивное ощущение, что сдвинут какой-то пласт закостенелой традиционности. Из-под этого пласта вырвались некие, необузданные силы новой формации, которые назад уже не загнать. Сдвинуть этот пласт стоило существенных усилий.
 Задолго до того в 2001 году, когда только зарождалась галерея «АРТ-пропаганда», мы в компании с Денисом Рецом, Василием Шелковниковым и Николаем Зайковым попали на тот самый стадион, который в итоге стал гвоздем программы фестиваля. Стадион уже тогда был заброшенный, из трещин асфальтированной арены росла трава, а посредине стояла обычная городская скамейка, на которую мы и присели. Стадион-хоккейная коробка с деревянными трибунами напоминал миниатюрный Колизей, отлично работал с акустикой и несмотря на соседство с проезжей частью сводил на нет шум автомобилей создавая иллюзию изолированности. Тогда меня и посетила мысль «Круто было бы сделать здесь какое-нибудь ночное пати!»
 К 2006 году благодаря, уже существующей галереи и накопленным связям с родственными комьюнити ближайших городов - Томска, Новосибирска и Кемерово, появилось непреодолимое желание сделать анархо-арт-собрание, максимально представить самых достойных юргинцев. С этим желанием я и пришел в администрацию города, назвав этот проект фестивалем современного искусства «ДВИЖЕНИЕ», так как движения в культуре, какого бы то ни было, в то время не наблюдалось. Слава богу, тогда гонений на всякую инаковость не практиковалось, да и в администрации ещё имелись люди с широким кругозором, поэтому идея была поддержана почти сразу.
 Вдохновившись столь легким началом, я полностью погрузился в подготовку.
Иван Ивашин(ОС) сверстал афишу:


Антон Рец сделал ролик:


Надо запускать рекламу, а деньги переведенные спонсорами на внебюджетный счет, я получить не могу так как не юр.лицо. Пришлось много походить по кабинетам, чтобы преодолеть преграды. Параллельно начались всякие бюрократические формальности связанные с различными договоренностями с всевозможными организациями, а так как фестиваль был рассредоточен по разным площадкам, то их оказалось невероятно много. Чем ближе дело шло к открытию, тем настроение становилось всё унылее и унылее. В результате средства и помощи, не в полном обещанном количестве, были получены практически к самому мероприятию. Соответственно и реклама запущенна в самый последний момент. К тому времени как получил основные средства на проведение фестиваля, уже был весь в долгах. Что показательно управление культуры обещанных денег вообще не выделило. Сейчас вспоминаю с улыбкой, как в последний день собрал половину всего что планировал под контроль и подумал "будь что будет!" все равно и это будет прорыв. На творческий энтузиазм, лично у меня, уже сил почти не оставалось, и к открытию я мечтал о закрытии.Благодаря такому настроению все дни фестиваля в моей машине по кругу гонялась кассета с "Гражданской Обороной". Она как-то кстати пришлась, стимулировала и создавала гармонию. Когда наступила пятница и начал собираться народ в "АРТ-пропаганде", многих я сам встречал на разных вокзалах, параллельно продолжали монтировать выставку и создавать инсталляции, прям в живую, общими усилиями, довольно таки спонтанно. Когда я понял что многое не успеваю, решил сделать фестиваль спонтанным процессом, поэтому многих шокировало, что из ничего появлялось всё. Хотя я конечно  старался контролировать и  продумывать алгоритм, да и хэппенинг был заявлен.) В общем в таком режиме мы и просуществовали на протяжении четырех дней и трёх ночей. И только в понедельник  вечером смог выключиться и проспать -надцать часов.
 Немного погодя, появилось много прессы и тв роликов, в духе провинциального соцреализма, тогда ещё в аналоговом исполнении, поэтому почти ничего не сохранилось. Готовя пост нашел только это:




И вот это:


Затем началась отдача от участников в виде текстов,фото и видео роликов, что вдохновило на будущие, подобные акции. Хотя зарёкся иметь общие проекты со всякими администрациями, только независимые проекты.


Далее, несколько воспоминаний от юргинцев. С тех пор существенно продвинувшихся в культурном плане, но ценящих последствия того события до сих пор.
(Для желающих бОльших подробностей, рекомендую ссылку, в конце поста, на отчет Евгения Курскова
.)




Вадим Зайцев (художник-монументалист, Юрга-СПб.):
– ««Движение» ворвалось в Юргу настоящей арт - интервенцией, нагло нарушив размеренную жизнь жителей города. Такого никогда здесь не было и, на мой взгляд, стало каким-то узловым событием для многих сопричастных к нему. Я помню утро, когда Денис Рец забомбил в парке Пушкина свое граффити. Это было круто и свежо – четкая стилистика ч\б графики и игра контекстов (после этого что-то подобное стало расходиться по городу неким подражанием у местных немногочисленных граффитчиков). Его Пушкин возникал нахально на кирпичной стене какого-то аттракциона, утверждая новое для Юрги искусство.


Фестиваль я помню отрывками - мы монтировали инсталляцию у Олега из его трудового оборудования на территории АРТ-пропаганды. Все куда-то ездили, что-то происходило по городу. Город жил обычными весенними выходными, в это время как мы распространяли в нем споры современного искусства. Конечно самым сильным актом было грандиозный коллективный хеппенинг с видео\аудио\интерактивной инсталляцией на ночном стадионе. Это было монументально:





Такого не было в это время нигде, и я помню, как случайно очутившиеся на стадионе местные ребята, с которыми я учился в свое время на металлурга, ошарашено смотрели на происходящее, перестав на время быть обычными гопниками и невольно становясь соучастниками происходящего. А в это время на стадионе кружилось нечто странное и цветное, гигантский экран пульсировал видеорядом, ребята делали музыку, которая никогда до этого не звучала в этом городе так. Пустые скамейки стадиона казались, были наполнены зрителями. Это гигантское пространство не было пустым и, пусть на его территории было несколько десятков человек, – они заполняли его полностью. Ночь опускалась на город, он мирно засыпал, но мы ломали его привычный ритм. Это было здорово и важно. Мы разгоняли мрак ночи огнем, кружением шара и проектором, побеждая и утверждая искусство. Это действительно было «Движение», мы вырвались и победили. Сила искусства была безапелляционна. И это было законченное произведение, полем которого стал весь город, на время став одним коллективным объектом.»




Станислав Маковский (композитор, Юрга-Париж):
- «Фестиваль «Движение» для меня стал и остается одним из значимых событий в моей жизни несмотря на то, что в ней было немало культурных событий. Это была своего рода та ситуация, когда различные сибирские музыкальные течения собрались в одном и том же месте и в одно и то же время.
 Тогда я учился на втором курсе музыкального училища, по классу теории музыки и мне приходилось много и упорно работать с классической музыкой, и на тот момент уже мало представлял, что творится вне стен учебного заведения и филармонии. К тому же доступ к информации был намного сложнее, чем сейчас. В то время у меня еще совсем не было интернета, и максимум к чему имел доступ, это коллекция в юношеской библиотеке в г. Кемерова, которая не обновлялась, наверное, с конца 80-х, то есть о том, что такое европейская импровизационная сцена и понятия не имел.
 В то же время я немало импровизировал и мой отец, по совместительству организатор фестиваля "Движение", предложил выступить в одном из концертов, куда я и повез из Кемерова своего друга, скрипача Евгения Гольского. Я тогда уже начал писать музыку, и мы репетировали заранее, он на скрипке, я на на фортепиано. Это была наша совместная с ним импровизация, где музыка по стилю была похожа на что-то среднее между Шостаковичем и Шнитке, которых в то время много слушал, а Женя много играл.
 Не помню порядка, но помимо нашего с Женей дуэта, был еще и "Дуэт им. Герасима Дукеева", в котором я тоже принимал непосредственное участие. Это был такой джаз-фолк-фрик проект имени вымышленного персонажа, которого мы сами выдумали с Васильевым Сергеем, который играл на домре, я же играл на гитаре и пел.


Помню, что Женя слушал нас за кулисами и потом сказал, "как же Стас тебе удается не попадать в ноты, но в тоже время делать так, что это не фальш". Думаю, что именно из этой особенности и вырос мой принцип импровизации, когда нужно было выкручиваться и доказывать публике, что это не фальш, а так надо. Отыграв с Васильевым несколько песен с нашего альбома Ситипиани, и сделав две композиции с Гольским (там было что-то вроде adagio и presto, примерно этими двумя словами и обошлась наша партитура) мы превратились в публику, которой представлялся достаточно разношерстный, необычный, но очень яркий концерт. Почти со всеми музыкантами из того концерта мы в дальнейшем так или иначе пересекались, выступали, делали совместные проекты, и даже до сих пор продолжаем вместе работать. Сейчас мне сложно вспомнить очередность
выступлений, но запомнились и Глеб Успенский с Макеевым, и Курсков с Александром Марквартом и Степаном Качалиным. Тогда еще не было "СНМ", но состав почти был сформирован. Ещё выступали «PSVSV».
 Для меня все было необычно и потом этот интерес перерос в дальнейшем наш совместный проект на «Tapeur 2007» где мы с Гольским совместно выступили как раз с Курсовым, Марквартом, Качалиным, которые впервые тогда и назвались "СНМ". Кстати на том же «Tapeur» выступали и другие участники "Движения".
 Помимо этого концерта, который был очень важен, наверное, для нас всех, было очень много не менее запоминающихся событий фестиваля: рейв на хоккейной площадке, где правда просидел весь вечер на стуле в центре площадки, помню создания граффити «Push-skin» в парке, и конечно же много общения, обмена впечатлений, новых знакомств и прочее.
 Но, все же главное для меня это то, что этот фестиваль был отправной точкой для многих интересных проектов, которые бы не родились, если бы "АРТ-пропаганда" не собрала нас тогда всех вместе.»

И ещё абстрактный, но занимательный пост от Евгения Курскова (фоторепортер, Юрга-СПб)


Вот такая вот история современного искусства!


Tags: your-ga, ДВИЖЕНИЕ2006, Станислав Маковский, фестиваль
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments